До 1 сентября – начала учебного года в школах – осталось меньше месяца. Но до начала второй волны пандемии Covid-19, по прогнозам ВОЗ, тоже осталось не больше двух месяцев. Минздрав и Минобразования прорабатывают схемы организации очно-заочного учебно-воспитательного процесса, а учителя, родители школьников, медики задаются непростым вопросом – стоит ли рисковать здоровьем детей, их родителей, престарелых дедушек и бабушек, открывая школьные классы для очного обучения.
Это действительно непростой вопрос. Мы обсуждаем его с опытным специалистом – главврачом областной больницы Мечникова Сергеем Рыженко, который до ликвидации системы санэпидемслужбы работал главным санитарным врачом Украины. Сергей Анатольевич прекрасно знает и понимает все нюансы системы грамотной борьбы с эпидемиями.
– Сергей Анатольевич, сразу вопрос ребром – вы сторонник или противник идеи возобновить с 1 сентября очное обучение в школах Украины?
– 1 сентября школы должны быть открыты для учебного процесса. Дети должны сесть за парты. Это мое однозначное мнение. Результаты заочного обучения детей во втором полугодии прошедшего учебного года я оцениваю как негативные. Во-первых, страдает качество образования, что вы можете увидеть по итогам ВНО этого года. Независимое оценивание по математике не смогли сдать 13% выпускников, по украинскому языку и литературе – свыше 8%. А у учащихся остальных классов накапливаются системные проблемы в знаниях, да и падает интерес к процессу учебы. Но школа это ведь не только учеба и знания, это еще и социальная адаптация детей, их физическое и умственное развитие. Даже простое изменение распорядка дня негативно сказывается на состоянии школьников. Не бывает полноценного массового дистанционного образования, во-первых, с точки зрения его технического обеспечения. Особенно в нашей стране. Во-вторых, с точки зрения психологии такое дистанционное образование возможно только для ограниченного количества чем-то мотивированных людей. Получить глубокие системные знания без уроков и живого общения с педагогом очень трудно или практически невозможно. О потраченных нервах и здоровье родителей во время дистанционного обучения я даже не говорю.
Я вам процитирую Генсека ООН Антониу Гуттериша, который назвал прерванный образовательный процесс в странах мира «катастрофой поколений», которая будет иметь длительное воздействие на судьбы подрастающего поколения и перспективы развития стран.
Безусловно, в начале первой волны пандемии школы нужно было закрывать на карантин, как это сделало правительство Украины. И также безусловно в новом учебном году школы нужно открывать для учеников. Но делать это с умом, внедрив в жизнь систему обеспечения безопасности детей в школах.
– И как эту безопасность, по-вашему, нужно обеспечить?
– К сожалению, Украина не может себе позволить такие масштабные и дорогостоящие меры по обеспечению безопасного учебного процесса в школах во время эпидемии, как например в США или Европе. Там сегодня работают над дополнительной вентиляцией школьных зданий с антибактериальными фильтрами, устанавливают системы климат-контроля, следя за влажностью и температурой воздуха в классах, занимаются перепланировкой классных комнат, делают дополнительные входы и выходы, увеличивают штат медицинских работников. Уже опубликовано Постановление главного санитарного врача Украины Ляшко об организации противоэпидемиологических мероприятий в образовательных учреждениях. Я очень внимательно поработал с рекомендациями Минздрава для школ. Они касаются всех направлений работы – от температурного скрининга до разделения потоков и изоляции детей с симптомами, системных проветриваний и дезинфекции, жестких требований к питанию детей и работников, которые его обеспечивают. Контроль за всем возложен на директора учебного заведения, но не менее важна роль того, кто будет это всё организовывать в строгом соответствии с санитарными требованиями и правилами. Это работа не для учителей, это должен быть профессионал, медик, человек со специа льными знаниями и навыками. Но сам по себе этот документ, каким бы правильным он не был, не заработает. Его нужно внедрять в каждую школу области, а здесь очень много зависит от властей всех уровней, от человеческого фактора, от грамотного взаимодействия администрации школы, педагогов, родительской общественности и, в обязательном порядке, медиков. Мы должны вернуть медицинских работников в школы, как это было раньше, а с учетом коронавируса и новых противоэпидемических требований, даже увеличить штат.
– Но вы ведь знаете, что о школьных медработниках организаторы медреформы, когда внедряли первый её этап, попросту забыли. Их с начала прошлого года вычеркнули из системы Минздрава и предложили очень сложный путь перевода в систему образования. Для этого школьный медпункт должен получить лицензию в министерстве, местные советы должны принять решение о дополнительном финансировании этих ставок.
– Эпидемия коронавируса показала, что это большая стратегическая ошибка, и ее надо срочно исправлять. Но подготовка решений на государственном уровне – путь некраткий, поэтому на ближайшую сессию областного совета я выхожу с депутатской инициативой «Безопасная школа». В ней учтено то, что мы можем и должны сделать на нашем местном уровне. Главное, мы должны вернуть в школы медиков и на первых порах найти финансирование для этого в местных бюджетах. Нам необходимо в кратчайшие сроки проинспектировать школьные медпункты, проверить наличие в них всего необходимого для начала учебного года: от средств дезинфекции, лекарств, бесконтактных термометров до помещений для временной изоляции заболевших детей, пока за ними не приедут родители или бригада неотложной помощи. Таких организационных вопросов масса.
– Например, какие?
– Обойти решение кадрового вопроса нам точно не удастся. Необходимо обеспечить все учебные заведения города и области медработниками, в каждой школе как минимум должна быть медсестра с соответствующим образованием и опытом. Не секрет, что часть из создаваемых объединенных территориальных громад (ОТГ) экономят свои скромные бюджеты, не хотят выделять финансирование на зарплаты школьных медработников. Когда же в городах с такими огромными бюджетами, как у Днепра или Кривого Рога школы без медработников, это недопустимо! Нельзя экономить на здоровье детей. Я призываю все местные советы срочно рассмотреть вопросы выделения дополнительного финансирования, а к началу учебного года укомплектовать школы медицинскими кадрами. Это как раз вопрос компетенции и ответственности местной власти.
Еще в городах и районах нужна помощь местных советов и администраций, чтобы завершить лицензирование школьных медпунктов. Ну, чего проще – собрали пакет документов от каждой школы, командировали компетентного чиновника и централизованно отвезли в МОЗ! Но для этого сначала нужно проверить соответствие комплектации медпунктов требованиям министерства, доукомплектовать их. И тут у многих руки опускаются. А есть еще и нехватка финансирования или желание сэкономить бюджетные средства для более «прибыльных2 проектов.
– В Харькове мэр решил все эти проблемы сразу на одной сессии горсовета, а у нас в области добрая половина школ пока не имеет в штате медработников. Что с этим делать?
– Харьков хороший пример того, что когда есть желание и понимание важности вопроса, то и возможности находятся. Я настроен добиться возвращения в школы области и Днепра медиков. Безопасность пребывания детей в школах не должна зависеть от желаний или нежеланий мэров и руководителей ОТГ серьезно заниматься этим вопросом.
– А финансирование?
– Если речь идет, например, об ОТГ, которые еле сводят концы с концами, здесь нужна помощь областного бюджета, а если мы говорим о Днепре с 8-ю миллиардами бюджета, это вопрос приоритетов – строить скверы по космическим ценам или часть направить на защиту здоровья детей?
– А если по техническим и бюрократическим причинам к 1 сентября не получится решить вопрос лицензирования медпунктов школ и финансирования ставок школьных врача и медсестры?
– В таком случае районные и городские власти должны принять временное решение – откома ндировать в каждую школу врача из территориальных медучреждений 1 и 2 уровней. Да, это временная мера. Медик должен работать в школе на постоянной основе, он должен знать всех учеников в лицо, знать группу риска, совместительством такая работа быть не может. Но нужно время, чтобы сегодня даже в авральном режиме исправить те недостатки и недоработки, которые допустили безответственные руководители.
Все эти действия, о которых я говорю, должны быть незамедлительными, у нас до начала учебного года меньше месяца. Каждому сегодня нужно понять, что с эпидемией не борются на больничных койках. На больничных койках лечат то, что не смогли предупредить превентивными действиями. С эпидемией нужно бороться грамотной организацией и жестким системным контролем за выполнением противоэпидемиологических мероприятий. Мы все хорошо понимаем, что завтра эпидемия не закончится. Поэтому всем нам нужно сегодня научиться жить с вирусом, и научиться грамотно защищать от вируса себя и своих детей. Это самая главная наша задача! Но для того, чтобы её реализовать, чтобы учебный процесс не нес в себе угрозы для здоровья школьников, нужно, прежде всего, самое простое и важное, – чтобы в школе обязательно был медицинский работник. Он, и только он может полноценно и грамотно отвечать за работу всех механизмов, направленных на предупреждение процесса инфицирования в большом коллективе школьников и их педагогов.